Приложение
к Положению о дистанционной олимпиаде
по Отечественной истории
для учащихся 8 классов
Темы эссе
Иван IV: деспот для своего народа или спаситель Московской Руси? (Возможен анализ разных точек зрения на деятельность Ивана IV).
Пётр I глазами современников и потомков. (Результаты деятельности Пётра I оценивались и оцениваются неоднозначно, сопоставьте и проанализируйте различные точки зрения).
Либерализм и консерватизм Александра I. (Возможно сопоставление как двух периодов деятельности Александра I, до Отечественной войны 1812 года и после, так и непоследовательности в действиях монарха).
Истории России нерусские сыны. (Вклад в историю страны, который внесли иностранцы, жившие в России).
Герои и антигерои русской истории. ( Возможно сравнение и сопоставление деятельности, например, Ивана Сусанина и Лжедмитрия I, или оценка деятельности, например, князя Владимира Святого).
Политика «просвещённого абсолютизма» в России в XVIII – первой четверти XIX века. (Возможен анализ деятельности Екатерины II, а также реформ и преобразований первой четверти XIX века, которые могут рассматриваться как продолжение политики «просвещённого абсолютизма».)
Положение русского дворянства (или крестьянства, буржуазии, наёмных рабочих) до отмены крепостного права и после проведения реформы 1861 года. (Возможно сравнение положения дворян (или крестьян, буржуазии, наёмных рабочих) до реформы и после, или рассмотреть, что в положении дворян (или крестьян, буржуазии, наёмных рабочих) в названное время было общим, а что – различным.)
Русско-турецкие войны в истории России. (Возможно сравнение итогов русско-турецких войн в царствование Екатерины II и Александра II, или анализ общих итогов русско-турецких войн в истории России XVIII – XIX веков.)
Программы тайных обществ декабристов. (Возможно сравнение программ «Северного» и «Южного» тайных обществ декабристов – «Конституции» Никиты Муравьёва и «Русской Правды» Павла Пестеля.)
Результаты Бородинского сражения. (Историки по-разному оценивают результаты Бородинского сражения. Большинство французских историков считают, что победу одержал Наполеон Бонапарт. Какие другие оценки вам известны? Какую из оценок вы считаете более убедительной?)
Александр II - «Освободитель»? (Возможен анализ реформаторской деятельности Александра II.)
Реформы Александра II и контрреформы Александра III. (Возможно сравнение реформ Александра II и Александра III. Выбрать аспект анализа, например, земская реформа и контрреформа.)
Критерии оценки эссе
9. Грамотное использование информации, извлечённой из Интернета – 5 баллов.